Первый выпуск

Ужасно любопытно, что остается в памяти от ритмики во взрослом возрасте.

Сегодня прошел контрольный урок у 4-ых классов. Это итоговое мероприятие, и в 5-ом классе этого предмета уже нет в расписании.

Кто-то сказал: образование — это то, что осталось, когда все забыл. Один запомнит новогодние елки. Другой — особенно любимое упражнение. Я, например, слово «багатель» впервые услышала в начальной школе именно на ритмике. Третий ничего не запомнит, но поставит на пюпитр фугу Баха и, разложив каждый такт на ритмические доли-«капсулы», без труда прочитает с листа заковыристый ритм и полифонию.

— Мария Сергеевна, а чему мы учимся на ритмике?

К. первоклассница, ходит еще с дошкольной группы – умница, решила разобраться в вопросе.

— Ну, ритмика предмет очень необычный, потому что в нем сочетается много разного: и сольфеджио, и гимнастика, и специальность, и история музыки, и этикет. Этикет это…

Пока я говорю, она привстает на цыпочки и вытягивает шею, чтобы получше разглядеть в зеркале у окна отражение симпатичной восьмилетней девчонки и, кажется, искренне восхищается ей. Я тоже ей любуюсь, и она не смущается. А я и не стараюсь смущать. И все эти 70% информации, которые сейчас поступают к ней через зрение, уже никак не связаны моим объяснением про «э…» или как там его. Здравствуй, май. Время контрольных и экзаменов, когда все даже самое серьезное и ответственное все-таки чуточку согревает весенним теплом.

Неожиданные вещи можно иногда услышать про ритмику.

— Вы там занимаетесь ритмом (оу, неужели)

— Это танцы под музыку (и такое тоже есть)

— Там нужно просто ритмично отдавать команды громким голосом (бывает, да: и громкий голос, и команды)

— Ой, я ничего не помню, но мне очень нравилось и всем ставили пятерки (хотелось бы, но нет)

— У нас основной предмет скрипка, а ритмика нам для развлечения (…)

Впрочем, сколько людей столько и мнений, все это к вопросу о многогранности темы.

А вот еще про зеркало, интересно наблюдать.

Одна французская серенада для 4-го класса делается с зеркалом. Все стоят лицом к круг, у одного в руке зеркало. На определенный мотив нужно в него посмотреться, а затем передать следующему по кругу, и так далее. Темп пьесы такой, что «просмотр» каждого участника игры длится примерно 4 секунды. А теперь представьте. Вот у тебя зеркало и 4 секунды. Тебе 10-11 лет, и на тебя смотрит вся группа, а это почти весь мир. Встряхнешь волосами? Покажешь язык? Закатишь глаза? Давай, действуй! Покажи всем, наконец, на какой сокрушительный поступок ты способен!

А теперь главная деталь: зеркало – ненастоящее. Бутафория, каркас с ручкой и закрепленный в середине на подложке лист фольги. Такое «свет мой, зеркальце, скажи». И ты не видишь своего отражения. Зато за эти 4 секунды можешь успеть почувствовать того, кто в тебе живет на самом деле. Кто он, какой, какое у него сейчас настроение. Симпатичный, душевный, открытый. Такому можно подмигнуть, улыбнуться. А если на душе мрачно, пихаешь это зеркало следующему по кругу, лишь бы не встречаться взглядом. А голоса не слышишь, случайно? «Ты у меня красавица», или «хватит крутиться перед зеркалом, лучше делом займись»? Не знаю, не спрашивала.

Когда удается поймать волну, мы говорим о тишине и деликатности в музыке. Например, хлопки в ритмическом рисунке могут иметь не только разную силу, но и разный тембр. И чем тоньше музыкальное чутье, тем точнее и интереснее получается фразировка. Я недавно увидела на ритмическом семинаре, что иногда хлопают вообще беззвучно, но некоторым детям просто необходимо «звучать». Их слух не допустит грубости, они сумеют бережно раскрасить музыку.

Недели три назад, когда между двумя буйными взрывами весенней природы снова наступил почти мороз, к нам в класс залетела бабочка. Обсудили с детьми что такое «анабиоз», засомневались, впадет ли она в него, и решили не выпускать ее за окно в +5С, а оставить у нас до лучших времен. Она сидела на подоконнике до конца уроков. Все еще не раз заботливо оборачивались к окну взглянуть, как она. Спустя несколько дней вспомнили и спросили, куда делась.

— Она, — говорю, — дождалась тепла и улетела.

Есть над чем поразмыслить. Чему учимся? Можно научным, терминологически грамотным языком. И иначе тоже можно. Учимся воспитывать вкус, знакомиться с собой, со своей музыкальной интуицией. Слушать ее. В каком-то смысле ритмика и есть что-то вроде зеркала, в котором можно увидеть себя настоящего. Отогреться, пока там за окном не очень. А потом обязательно дождаться тепла и полететь.