Про Бертини

Говорят же, что настоящее произведение искусства многослойно и многогранно. Как музыкант, ритмист и человек/пароход, который каждый день работает с детьми, я постоянно в этом убеждаюсь и хочу поделиться одним музыкальным случаем, который на поверку вовсе и не музыкальный.


Есть такое музыкально-ритмическое упражнение на музыку Бертини, с теннисными мячиками, которое исполняется в парах. Давно ли вы слушали этюды Бертини? Я – давно. И в детстве их не играла. И, честно говоря, не помню, чтобы они входили в какие-то списки инструктивных этюдов для юных пианистов и не встречала в концертных программах. Ни тебе в них запредельного чёса, ни острой конфликтности, ни глубины переживаний, ни насыщенного туше. Короче, не формат. Однако на музыкально-ритмическом занятии они звучат наипрелестнейше – легко, танцевально, с особой деликатностью салонных пьес. В лучшем смысле этих слов, если что.
Дети распределяются по парам. Участники каждой пары берут один мячик на двоих и становятся друг напротив друга примерно на расстоянии двух метров. Вместе с музыкой этюда в размере 6/8 дети перебрасывают мячик друг другу, поочередно «подыгрывая» аккомпанемент изящными хлопками в ладоши, пока мяч у другого напротив. «ХлопкОвый» аккомпанемент может быть forte или piano, это зависит от спонтанной интерпретации концертмейстера, который играет на рояле на занятии. Мяч безошибочно описывает дугу, мягко опускаясь в детскую ладошку на относительно сильную долю, и тут же, еще не успев согреться, отпружинивает и взлетает в новое путешествие. Как же это красиво и музыкально!

Ага. Но так происходит «на сцене», когда все готово. В обычной жизни все иначе. Я не знаю, что говорит нейробиология, но по моим наблюдениям за теннисные мячики в детской руке отвечает какая-то особая часть мозга, не связанная вообще ни с чем. Мячи рассыпаются, как горох. Когда мяч упрыгивает из руки, он издает веселый звонкий «бум» по ламинату, и с каждым следующим отпрыгиванием звук «бум-бум-бум» становится все чаще – accelerando и тише – diminuendo. Дети воодушевленно ползут за упавшим мячом на четвереньках поперек музыки, зала и других воодушевленно ползущих детей, образуя таким образом своеобразную полифонию различных активностей и звучаний. Я бы назвала эту музыкальную форму XXI века «межзвуковая и междейственная фуга». Особенно эффектна stretta в погоне нескольких детей друг за другом и за одним мячиком. Иногда добавляются насыщенные акценты — мяч попал в потолок, и кластеры – радостный ответный возглас subito forte нескольких детских голосов одновременно. Вся эта эстетика редко совпадает с агогикой фортепианного исполнения «в моменте» и немного не соответствует художественному замыслу упражнения и, боюсь, бедного Бертини.

Но вот, наконец, трудности первого перформенса позади, и на следующем занятии я решаюсь на эксперимент.

-Дети, — говорю, — вам предстоит выбрать расстояние между вами в паре — самостоятельно. Встаньте так, далеко/близко насколько вы сейчас готовы.

Ну и тут есть нюансы. С одной стороны, чем расстояние больше, тем труднее совладать с мячом, его можно не поймать. Но в близком расстоянии тоже свои сложности – например, мяч топорно прилетает раньше музыкальной доли, и получается неритмично и непластично.
Ну а дальше – мой любимый момент и отдельное удовольствие: дети начинают договариваться друг с другом. И вот каждая пара уже не просто чего-то там такое, а музыкальный ансамбль, они обсуждают свои реальные технические возможности, музыкальность, болеют друг за друга и поддерживают. И к концу, когда «выигрывает» пара, которая не уронила мяч, исполнила ритмически точно, музыкально, артистично, кто-то обязательно скажет «А давайте еще раз!». А какие же мощные soft skills! Радость совместного творчества, критическое мышление, способность почувствовать себя настоящего прямо сейчас, рискнуть, чтобы взять новую высоту или уступить ради сыгранности ансамбля и общего дела.