День музыки

Сегодня, говорят, день музыки. По этому поводу хочется рассказать об одном случае на уроке ритмики.

Есть одно ритмическое упражнение на музыку Глиэра, которое не представляется возможным сделать детям раньше 4-го класса. Его специфика в том, что в нем много музыки и мало движения. И для его исполнения нужно и пластическое мастерство, которого еще нет у малышей, и высокий уровень слухового контроля. Оно длится примерно полминуты и состоит четырех крошечных шагов и 4-х взмахов руками. Это всё. Соль в том, что эти взмахи не одинаковые: два из них – руки поднимаются не выше плеч, и тем же путем возвращаются в исходное положение. А вот третий…

А вот третий. Мелодия в одно мгновение вдруг выплескивается праздничным фейерверком одновременно с падающими со скалы в морскую пучину басами, волна подхватывает танцующего на полупальцы, а руки взлетают вверх и сталкиваются тыльными сторонами кистей. Ты вытягиваешься в струну и каждой клеточкой тела чувствуешь Точку Золотого Сечения. И невозможно услышать иначе, если изучил, принял и вжился в эту интерпретацию движения тела и души в согласии с музыкой.

Получилось так, что за роялем оказался новый человек. Хороший, грамотный пианист, но не знавший на тот момент замысла. Мы дошли до этого этюда и, так как «учить» и «отрабатывать» традиционным способом его занудно, договорились с детьми слушать внимательно музыку, которая «подскажет». И вот, подходит дело к третьему музыкальному предложению, кульминационному взмаху, а в музыке – тишь да гладь. А в глазах ребят – никакого восторга, одно недоумение. И тут меня такая злость взяла. Я смотрю через плечо в ноты… и осознаю, что пианистка права. И формально нет там в нотах ни бури, ни плеска, а есть только указание играть чуть громче, чем в начале.

Когда музыка закончилась, мы все вместе говорили о разных интерпретациях. О том, как музыканты взаимодействуют в ансамбле и какие неожиданные повороты могут произойти прямо на концерте. Договорились сделать еще раз – так, как подскажет музыка, а концертмейстер предложит свое прочтение. Импровизируем. Вообще импровизация – это какой-то особенный вид внимания. И вот я вижу уже не поверженных шестым уроком первой смены умотанных 10-ти летних детей, а тонко чувствующих музыкантов. Всё вокруг превратилось в слух, а мир в эти мгновения познается таким неспешным, тихим, непопулярным в наше время, но таким нужным темпом.